Юзабилити

Что такое юзабилити
и принципы UX/UI дизайна

Что такое юзабилити и принципы UX/UI дизайна

Понятие «юзабилити» пришло к нам из английского языка, состоит из двух слов “use” — использовать и “able” — возможность. Означает термин то, насколько удобна, комфортна и понятна та либо иная разработка, будь то сайт, мобильное приложение, простой текстовый редактор или даже сложная программа, подразумевающая широкий диапазон применения, такая как Photoshop. Профессиональные веб-студии заботятся в первую очередь о параметре «юзабилити», потому что именно он определяет, насколько посещаемым и «продающим» будет продукт.

Для чего нужно прорабатывать юзабилити

Аналитические данные User Interface Engineering сообщают неутешительные для владельцев ресурсов новости: более 60% пользователей не могут найти то, что им необходимо в интернете. Причем, это касается даже специализированных сайтов. Например, человек хочет приобрести кроссовки, а вы занимаетесь продажей обуви. Ваш потенциальный и «горячий» клиент, за которого заплатили Google или Yandex в виде контекстной рекламы, уже здесь, ему осталось только совершить покупку. Но он уходит, потому что не разобрался, не нашел нужного, не понял, как приобретать товар.

Проблема некачественного юзабилити тесно связана с потерей лидов, с ухудшением позиции ресурсов в поисковиках, а приложений — в магазинах от Google и Apple, но самое главное, более 40% пользователей никогда не приходят на тот сайт, где им не понравилось из-за сложностей юзабилити. Грамотным решением становится продумывание всех этапов разработки продукта, которые начинаются со следующих вопросов:

• позиционирование — «зачем» нужен продукт, какую проблему решает;
• определение целевой аудитории — кто должен прийти на сайт, скачать приложение и т.д;
• каким образом продукт будет решать проблему ЦА.

Юзабилити подчиняется этим трем основным правилам, поэтому они первоначальны для разработки любого продукта. От владельца бизнеса требуется понимание данных моментов, а квалифицированные веб-студии уже смогут на основе информации разработать подходящий вариант сайта, приложения и т.д.

Юзабилити и UX/UI-дизайн

Первый этап разработки с точки зрения удобства для конечного потребителя — это «что», но далее приходит черед того, «как» сделать продукт. Здесь важно иметь представлении об еще одном термине, тесно связанном с понятием юзабилити: UX/UI-дизайн. Расшифровка следующая:

• UX - User Experience, «опыт пользователя». Понятие определяет то, какие функции есть у продукта, как им можно пользоваться, насколько они хорошо сочетаются с задачей. Например, виртуальная «примерка» кроссовок из примера с магазином обуви — это часть UX.
• UI — User Interface, «интерфейс пользователя». Внешний вид важен, ключевую роль в принятии решения о покупке могут сыграть такие факторы, как читаемость шрифтов, сочетание цветовой гаммы и другие мелкие нюансы.

Задача специалистов по UX/UI-дизайну заключается в совместной работе. Веб-сайт, приложение для телефона, программа должны быть, с одной стороны, интуитивно понятны, решать проблему пользователя максимально эффективно, с другой стороны — выглядеть так, чтобы понравиться целевой аудитории. «Универсальных» дизайнов не существует: очевидно, что интернет-магазин игрушек и автозапчастей должны выглядеть по-разному.

Как добиться максимально эффективной юзабилити

Специалисты говорят: современный человек перегружен информацией, поэтому у него просто физически не получится долго изучать ваш ресурс, если не нашел ответа на свой запрос сразу. По статистике, среднее время, за которое человек принимает решение, остаться ли ему на сайте, скачать ли приложение — 4 секунды. Поэтому баланс UX/UI-дизайна должен обеспечивать юзабилити со следующими параметрами:

1. Простота использования сайта, интерфейса, приложения. Даже очень мощные программы, как упомянутый Photoshop, предлагают интуитивно понятные иконки для своих функций.
2. Отсутствие ошибок, медленной загрузки, проблем с точки зрения визуального или технического решения. Пользователь еще может простить орфографическую ошибку в важном ему тексте, но если при попытке сделать покупку «Корзина» загружается пять минут, он просто закроет вкладку или удалит приложение.
3. Запоминаемость: алгоритм действий должен быть простым, легко откладываться в памяти.
4. Общая удовлетворенность продуктом — субъективный критерий, который очень трудно предсказать, потребуется тестирование и сбор обратной связи.

Существуют инструменты, помогающие решить эти задачи по юзабилити и UX/UI-дизайну. Среди них:

• опросы, статистические данные, аналитика — на предварительном этапе для вычленения ЦА и особенностей восприятия, например, молодые люди реагируют на яркие цвета лучше, чем на приглушенные, клиентам без высшего образования могут быть непонятны сложные термины и т.д.;
• создание макета: первый этап на уровне самих дизайнеров и заказчиков, они тоже люди;
• разработка контента и дизайна с учетом данных;
• тестирование — не только на поиск ошибок и недочетов, но и на сложный параметр «удовлетворенности», например, популярный среди веб-разработчиков A/B-сплит.

Первичное внутреннее тестирование в специально подобранной на основе параметров целевой аудитории фокус-группе считается одним из самых важных этапов, поскольку на нем выявляются сложности, проблемы с пониманием и другие неочевидные нюансы. Техническое тестирование выявляет соответствие современным требованиям, например, абсолютное условие для всех сайтов в 2019 — наличие адаптивности под мобильные устройства. Готовый продукт выпускается уже проверенным и «рабочим».

Наша веб-студия предлагают не только полный цикл разработки, проверки с гарантией максимально удобного, приятного и понятного пользователю ресурса, но и поддержку после того, как проект передан владельцу. Это помогает проводить аналитику продукта, улучшать параметры юзабилити, добиваясь максимальной эффективности и конверсии продаж.

Читайте так же
Что такое SMM